https://kazan.kp.ru/daily/26585/3601413/
Необычная школьная реформа в Финляндии: "Без уроков, без экзаменов, одна большая перемена"
В финских школах больше не будет ни предметов, ни уроков. А от экзаменов и других проверок там отказались еще раньше. Сложно представить, как будут учиться финские дети, и что получится в итоге. Но факт есть факт: Финляндия из года в год занимает лидирующие места в международных рейтингах качества образования. Может, и нам пора у северных соседей чему-нибудь научиться?
Финны решили - старая система с отдельными предметами больше не актуальна. Простой пример: раньше в школах были уроки черчения. Но сейчас от руки никто не чертит! Для работы используются компьютерные программы, и стоять у кульмана с карандашом больше нет нужды.
Можно возразить - черчение полезно, оно развивает пространственное мышление, мелкую моторику и кучу всего остального. Поэтому во всем мире (и в России в том числе) стараются учить уже не конкретным знаниями, которые устаревают, забываются да и вообще находятся в интернете под рукой. А навыкам и умениям, которые останутся на всю жизнь.
- То, что было хорошо 40 лет назад, уже не действует, - рассказывает Марьо Киллонен, глава Департамента образования Хельсинки. - Дети, которые пошли в 2016 году в 1 класс, будут активными игроками рынка труда через несколько десятков лет. При этом мы не знаем, каким будет мир к этому времени и какую работу им придется выполнять.
Поэтому финские специалисты разобрали традиционные предметы на навыки и умения, выделили все самое важное, и заново пересобрали в отдельные предметные области - "феномены" и "процессы". Например, дети будут изучать "Европейский союз": явление одно, а предметов в нем сразу несколько - это и история, и экономика и география Европы, и языки... А как вам тема "Питание" - тут и физика, и химия, и биология, и домоведение, и ЗОЖ.
Какие именно «феномены» изучать - будет решать сама школа. Государство лишь оставляет заказ: надо, чтобы к выпуску дети умели то-то и то-то. А как этого достичь, определяют уже школы и учителя. В конце концов, именно они лучше знают своих учеников и как с ними работать - а не чиновники и министерства... Полностью перейти на новую систему страна планирует к 2020 году.
Одно такое занятие (назвать его уроком язык не поворачивается) длится три с лишним часа с небольшими перерывами. Дети не сидят на месте, а общаются, сами выбирают актуальную тему урока, ищут в интернете информацию, делают и показывают презентации, сценки и доклады. Задача учителя - направлять все это в образовательное русло.
- Обучение будущего - это открытый и гибкий процесс, - объясняет Марьо Киллонен. - Центральное место занимают ученики, поэтому для нас важно, чтобы каждый из них мог выстроить свою индивидуальную траекторию обучения и научился сотрудничать с другими.
Под новую программу пришлось переделать и сами школы! Старые классы с партами просто не годятся для нынешних занятий: то детям нужно свободное пространство, которое трансформируется под конкретную задачу. Иногда нужен лекторий со сценой, а другой раз - столы и стулья для работы с планшетами и книжками.
- Мы разработали концепцию новой школы для образовательного центра Опинмяки, - рассказывает Томас Миаукки, специалист архитектурного бюро Esa Ruskeepaa Architechs в Хельсинки. - Для этого мы спросили местных жителей и сообшество, что им нужно и какой бы они хотели видеть школу. Мы провели несколько обсуждений и постарались воплотить все пожелания.
Школа получилась похожей на цветок - в центральном здании находятся общий зал и рекреация, а к нему, словно лепестки, пристроены тематические корпуса. Заниматься там могут не только ученики - школа открыта для всех местных жителей, и проводит дополнительные занятия и факультативы.
Похожие проекты сейчас появляются по всей стране, как грибы после дождя. Но и старые школы никто сносить не собирается. В прежних кабинетах математики и английского парты и стулья заменяются столами и пуфиками, а в коридорах появляются полки для обмена интересными книжками.
- Школа в том виде, в котором она существует сейчас, с классами, уроками и переменами, появилась в период развития фабрик, - рассказывает Марьо Киллонен. - Детей, чьи родители работали на производствах, нужно было чем-то занять. И школа учила их тому, что было необходимо будущим рабочим: слушаться начальство, жить по расписанию, делать то, что тебе велят. Традиционная школа и сама похожа на фабрику - ряды парт, задание одно для всех, разговаривать нельзя, не то учитель накажет.
Открываем учебник мировой истории: промышленная революция началась еще в середине XIX века - почти 150 лет назад! За это время сотню раз успели поменяться и заводы, и страны, и сами люди. Но школа - в глобальном смысле - осталась все той же. Лишь учебники распухли от новых фактов и цифр. А парты рядами и учеба от звонка до звонка никуда не делись.
- Современные технологии уже очень сильно изменили нашу жизнь, сам способ мышления, - продолжает Марьо Киллонен. - Раньше у учеников был только один источник знаний - это учитель. Но сегодня детям доступны сотни ресурсов, и учитель не должен пересказывать информацию из них, стоя у доски.
Проблема еще и в том, что мир быстро меняется, и непонятно, чему учить ребенка, чтобы это точно пригодилось ему в будущем. Старые профессии умирают в один миг, а какие придут им на смену, можно только гадать. Школьные знания устаревают или становятся неактуальными - Плутон больше не планета, планетарная модель атома вызывает лишь смех, да и татаро-монгольское иго больше не фигурирует в учебниках.
Может быть, и нам надо снести границы между предметами и сломать в школах лишние стены? Частично, что-то подобное происходит и у нас - по новым образовательным стандартам, детей в российских школах тоже учат навыкам, а не фактам.
А вот выкидывать учебники по математике и русскому языку пока рано. Отказ от предметов в ближайшие годы нам не грозит! Дело в том, что для этого нужно совершенно по-другому готовить учителей. Например, как в Финляндии. Эта профессия там считается очень престижной - конкурс в финские педвузы бешеный! Например, в 2014 году педагогический университет Хельсинки принял лишь 9 процентов от числа всех желающих. У нас же педагогические вузы только-только начинают набирать обороты.
Другой секрет успеха финских школ кроется в отказе от тотального контроля и ревизий. Школы сами составляют себе планы и сами решают, как оценивать прогресс учеников - общенациональных экзаменов там тоже нет. Для небольшой страны с маленьким населением это не проблема. Может, и нам стоило бы для начала снизить отчетность для учителей - пусть занимаются детьми, а не бумажками.